ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА:
К РЕБЕНКУ НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ Это не значит, что он должен быть всегда под контролем. Отнюдь. Родители наблюдают за развитием, учат преодолевать трудности, предлагают различные варианты решения вопросов.
НЕ СТОИТ ВЕШАТЬ НА РЕБЕНКА СВОИ НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ МЕЧТЫ Он – личность, а вы ему нужны, чтобы направлять в соответствии с его данными. Свои мечты реализовывайте сами! И тогда у ребенка будет прекрасный пример того, как мечта превращается в реальность: что и как нужно делать, чтобы добиваться успеха в жизни.
СТАНОВИТЕСЬ ТОВАРИЩЕМ В РАЗВИТИИ Рождение детей – замечательная возможность для родителей. Возраст обязал вас быть ответственным за жизнь и здоровье семьи. В остальном родители ничем не отличаются от детей. Наша жизнь, развитие, жажда познаний не должны уменьшаться с годами. Наоборот. Ведь время идет, а еще столько прекрасного не исследовано.
ДОВЕРЯЙТЕ Вы воспитываете своего ребенка хорошим человеком, помните об этом. Когда у него случаются конфликты, вставайте на его сторону и разбирайтесь. Даже если он неправ, у вас останется возможность обсудить с ним ситуацию, чтобы он не запутался и смог исправить ошибку.
СЛУШАЙТЕ Если ребенок хочет говорить – слушайте. Даже если не интересно. Этим он проговаривает ситуацию и находит для себя решение, а еще он вам доверяет. Это бесценно!
СООБЩАЙТЕ О СВОИХ ОЖИДАНИЯХ Но помните, что они должны быть обоснованны. Невозможно от математика ожидать балетных па. Ваши надежды не о вас, а о нем. Они нужны для ориентира, это наука ставить цели. Маленькому человеку совсем не хочется учиться, потому что он не понимает, зачем это нужно. Вы как маяк для корабля. Светит-улыбается-хвалит – ребенок с радостью берется за дело. Тускнеет – и руки опускаются.
НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ О ТОМ, ЧТО ВЫ НЕ ДАЛИ Это тоже опыт – не иметь чего-то. Идет ли речь о кружках-секциях или о личном времени. У каждого свой путь с ровными участками и ухабами. Позвольте ребенку развиваться в тех условиях, какие у него есть. Не переживайте.
ЛЮБИТЕ По-настоящему. Обнимайте, вместе проводите время, станьте интересны друг другу. Будьте вовлечены в его жизнь. Искренне интересуйтесь им как личностью.
ОБСУЖДАЙТЕ Все подряд. От того, почему поезд с рельсов не падает, до возможности жить на других планетах. Интересуйтесь его мнением по разным поводам.
С ПРИБЛИЖЕНИЕМ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА ДАВАЙТЕ БОЛЬШЕ СВОБОДЫ Это не касается вещей, опасных для жизни и здоровья. Речь идет о выборе интересов, реализации свободного времени и возможности быть наедине с собой. Это важно – уметь слышать себя. И реально это только в тишине.
НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ И НЕ ОБИЖАЙТЕ В переходном возрасте подросток испытывает стресс. Гормональная система проходит перестроение. Реакции на рядовые ситуации могут быть неожиданными и резкими. Ребенок сам пугается этого, замыкается, не видит выхода. Родители должны стать опорой на этом сложном этапе. От этого зависит жизнь подростка и качество ваших отношений в дальнейшем. Смягчить сложность этого периода могут интересы, обнаруженные в детстве, они станут точкой опоры.
НЕ СТОИТ ЯРОСТНО СТУЧАТЬСЯ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ И ПОСТОЯННО ВЫВОДИТЬ ЕГО НА КОНТАКТ, начинайте привыкать к мысли, что ваш малыш вырос. Конечно, это еще не так, но очень скоро придет момент, когда нужно будет отпустить.
СТАРШЕКЛАССНИК – СФОРМИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ И пусть некоторые повадки еще выдают в нем ребенка, он уже может строить логические цепочки и понимать, какое действие к чему приведет. Единственное, что вы еще можете для него сделать, – предупредить. Например, о том, что, пока он учится, вы его обеспечиваете, а если он решит искать себя альтернативными методами, то в них должен содержаться источник дохода. Это – один из вариантов. Главное – обговорить правила игры и следовать им. Тогда у ребенка будет мотивация шевелиться и понятная схема действий.